Учеба нынешних школьников превратилась в постоянную битву за успех. Чувствуя тревогу родителей, дети невольно несут на себе груз, который может сказаться на их развитии и откликнуться в будущем. О связи между пятерками и личным счастьем рассказали психологи для журнала «Психология и Я».
Стремление детей получить высокие оценки за учебу приводят к внутреннему конфликту и развитию привычки чувствовать за других. Оценка «отлично» в этом случае лишена для ребенка персональной ценности. Он не ставит себе цель научиться быстро делить или умножать в уме, освоить десятичные дроби. Главное, это похвала родителей за прилежание, которая помогает справиться с внутренним беспокойством. Так шаг за шагом детей подсаживают на крючок внешних оценок.
На самом же деле, как считают психологи, детям важнее найти что-то свое – то, что поддержит и увлечет и позволит пережить вкус личной победы. К подростковому периоду желательно иметь свою систему ценностей, определяющую, куда вкладывать силы в первую очередь, а куда – по остаточному принципу.
Бывает, что родители направляют ребенка, заставляя отказаться от занятий «ерундой» – игрой, рисованием малопонятных рисунков и др. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки угождать окружающим. Ерунда – это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как подарок. Просто лежать и мечтать, танцевать, драться, верить своему телу и в свою силу. В этом многие отличники в тянут максимум на тройку.
Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе, и если они идут в ущерб созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире), то в этом случае от них больше вреда, чем пользы.