Школы для родителей в Центре психического здоровья детей и подростков
Очередная Школа для родителей в Центре психического здоровья детей и подростков прошла на тему подросткового возраста. Клинические психологи и врачи психиатры прочитали родителям лекции по темам «Подросток: как пережить опасный возраст ваших детей», «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми».
А также показали аудитории видеоролик «Выслушай меня, мама!» о детском телефоне доверия. Специалисты провели тренинг для родителей «Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ!». В Школе приняли участие 11 родителей.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень сильно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций любыми путями, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты себя даже в ситуации, когда нет никакой угрозы. Все это опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Практика показывает, что многие родители этого не понимают. Оттого и возникают противоречия, трудности во взаимоотношениях родителей и подростков.
Переходный возраст – важный период в жизни человека. Так называют время перехода человека из одного состояния в другое: из младенчества в отрочество, из детства в юность, из молодости в зрелость. При этом происходят физиологические и психологические изменения: у человека меняется мировоззрение, образ мыслей, он становится другим.
Переходный возраст человек переживает на протяжении жизни несколько раз: в детстве – в один, три года, в семь лет, затем в двенадцать-семнадцать лет в молодости, а так же в зрелые годы (так называемый кризис среднего возраста). Но чаще, говоря о кризисе переходного возраста, в первую очередь имеют в виду сложный подростковый период жизни, длящийся с двенадцати до семнадцати лет и характеризующийся резкими изменениями во внешности ребенка, его характере и психике.
Как правило, девочки взрослеют на один – два года раньше мальчиков, а дети, живущие в тропическом климате, созревают на один – два года раньше сверстников, живущих в умеренном климате.
Перед подростком возникает множество самых разных проблем, которые он должен, так или иначе, решать. В результате он испытывает постоянный стресс. Как следствие, взрослеющий ребенок становится нервным, раздражительным, беспокойным, он во всем сомневается, злится по пустякам и т.д. В этот сложный период жизни подростки особенно нуждаются в заботе и внимании взрослых, и родители должны сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть кризис.
Конечно, все сугубо индивидуально: один ребенок начинает взрослеть в двенадцать лет, другой – в четырнадцать. Однако можно выделить несколько основных признаков взросления подростка, по которым легко можно определить, что он уже вошел в кризисный возраст.
Внешние изменения. У девочек появляется грудь и округляется бедра; мальчики раздаются в плечах, у них начинает ломаться голос, показывается первая щетина на щеках и прочее.
Физиологические изменения, обыкновенно сопровождающие внешние. У мальчиков появляются поллюции, у девочек начинаются месячные. Детский организм перестраивается, взрослеет.
Изменения в характере. Послушный ребенок внезапно превращается в непокорного, грубого, бунтующего подростка. Он постоянно дерзит взрослым, насмешничает, игнорирует адресованные ему замечания, не подчиняется приказам. Такое ощущение, что сына (дочь) подменили.
Резкие перепады настроения. Подросток очень легко переходит из состояния веселья к меланхолической грусти, от отчаяния – к надежде. Это объяснимо: взрослеющая личность очень чутко реагирует на все события внешнего мира, принимая близко к сердцу комментарии окружающих, особенно те из них, которые имеют непосредственное отношение к подростку. Однако родители должны насторожиться, если подобные перепады случаются у ребенка слишком часто и без внешнего повода: такие беспричинные колебания настроения характерны для наркоманов.
Изменения в поведении. Подростки часто ведут себя вызывающе, подчеркнуто сексуально, совершают хулиганские выходки, изо всех сил стараясь привлечь к себе внимание. Или же, напротив, замыкаются в себе, впадают в уныние, нервничают и страдают, занимаются самоедством. Но в любом случае их поведение заметно отличается от того, к чему привыкли родители.
Недовольство подростка чем-либо в своей внешности или характере, возникновение комплекса неполноценности. Если ребенок часами смотрит на себя в зеркало, испытывая истинные муки и страдания из-за реального или мнимого недостатка, то родители должны насторожиться: у подростка явно развивается комплекс неполноценности. С одной стороны, это вполне естественно для сложного возраста, в котором находится их ребенок, но с другой- если ничего не предпринять, то этот комплекс может вырасти до гигантских размеров и испортить взрослеющей личности жизнь. Вот почему родителям надо быть чуткими и внимательными и постараться вывести подростка из тупика, в который он сам себя загоняет, и если не полностью избавить его от страданий, то хотя бы их облегчить.
Повышенный интерес подростка к противоположному полу, первая любовь. Когда ребенок впервые влюбляется, это всегда заметно: он становится задумчивым, рассеянным, и в зависимости от характера его взаимоотношений с объектом чувства, печальным или радостным. В этот период родителям очень важно не переступать границ « личного пространства» подростка, но в тоже время и не отстранятся от него. Мама и папа должны быть готовы в случае необходимости оказать поддержку сыну или дочери, поддержать его(ее), особенно в том случае, если любовь окажется несчастной, безответной.
Нервозность, беспокойство, раздражительность. На фоне гормональных изменений, происходящих в организме, у подростка часто повышается давление и учащается сердцебиение, что, в свою очередь, влияет на его душевное состояние, вызывая беспокойство и даже страх, ввергая в панику, заставляя нервничать без явных причин.
Родителям нужно с пониманием относиться к таким проявлениям ребенка, не усугубляя ситуацию нравоучениями и нотациями: их взрослеющий ребенок нуждается не в упреках и уроках, а в заботе и любви.
Состояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов. Если депрессия длится долго, то ничего страшного в ней нет: время от времени это случается с большинством людей, а подростки особенно ранимы и уязвимы. Беспокоиться следует в том случае, если депрессивное состояние продолжается более двух месяцев и сопровождается полным отказом подростка от активной деятельности, привычного поведения, контактов с внешним миром, в том числе от общения с друзьями и (возможно) родителями. Также подросток может страдать булимией или, напротив, полностью отвергать пищу. В этом случае депрессия может привести к серьезным последствиям, поэтому подростка следует показать врачу. Невроз и состояние страха также следует лечить у специалиста. Ребенок взрослеет, и родителям приходится мириться с этим фактом. Однако их готовность пойти на разумные уступки часто разбивается о нежелание идти на контакт самого подростка. В семье то и дело вспыхивают конфликты, на пустом месте возникают ссоры, и, как следствие, отношения между родителями и ребенком портятся, становятся холодными и натянутыми. При этом подросток обвиняет мать с отцом в нежелании понять его, а родители, в свою очередь, считают ребенка грубым и неблагодарным.
И в этой ситуации нет правого и виноватого: есть только пострадавшие. Но, тем не менее, ответственность за налаживание отношений в семье лежит, прежде всего, на плечах родителей, и это естественно: они старше и умнее и потому должны быть снисходительны к максимализму юных бунтовщиков, ведь подростки еще многого не знают, и у них очень мало жизненного опыта.
Задача родителей - проявлять искреннее сочувствие к ребенку, быть с ним терпеливыми, заботиться о его благополучии и здоровье. Конечно, не всегда легко быть внимательными к агрессивно настроенному подростку, но только заботой можно сохранить дружеские и доверительные отношения в семье.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками?
Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте ребенка на грубость.
Дайте подростку свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Изменить стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите, ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала. В нем не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Подростки, в силу своего юного возраста и малого знания жизни, часто не могут предвидеть, к чему приведут их опрометчивые или неразумные действия, и в результате страдают сами и доставляют беспокойство окружающим, причиняют горе близким. Иногда же, для того чтобы избежать подобных проблем, достаточно вовремя предостеречь ребенка, указать ему на опасность, предупредить, дать хороший совет. Родители вполне могут (и должны!) взять на себя роль мудрых и доброжелательных, терпеливых наставников, проводников своих детей в большой взрослый мир. Их жизненный опыт и здравый смысл уберегут подростка от большой беды!